
Баксанский Олег Евгеньевич 
| Год и место рождения 19 ноября 1966, г. Москва. Образование - 1993–1996 – Психологический факультет МГУ им. Ломоносова по специальности «Психология» (специализация: социальная психология).
- 1984–1991 – Физический факультет Московского педагогического государственного университета по специальности «Физика».
Дополнительное образование: - 2000–2002 – Социологический факультет МГУ им. Ломоносова по специальности «Социология» (специализация: экономическая социология).
- 2000–2004 – Сертификационные социально-когнитивные и социально-бихевиоральные тренинг-программы; квалификация (сертификаты) – Мастер НЛП, Тренер специализированных программ.
Участник сертификационных курсов ряда зарубежных тренеров, в частности, Д.Гриндера, Дж.ДеЛозье, Р.Дилтса, Д.Гордона, Б. ван дер Хорста, М.Холла. |
Ученые степени | - Кандидат философских наук, 1993, Москва («Философский анализ оснований взаимоотношения между физикой и математикой»), специальность 09.00.08 – философия науки и техники.
- Доктор философских наук, 2000, Москва («Единство научных и социальных репрезентаций познания»), специальность 09.00.01 – онтология и теория познания.
|
Ученые звания | Доцент (1995), профессор (2002). Профессор по кафедре психологии (2002). Профессор РАН (2015). |
Сфера научных интересов | Философия и методология науки, философия естествознания, когнитивная наука и когнитивные дисциплины, методология познания, философия науки и техники, научные репрезентации познания, естественнонаучное познание, NBICS-конвергенция, социально-экономические риски конвергентного подхода. |
Профессиональная деятельность | Ведущий научный сотрудник ИФ РАН, профессор МПГУ, МГУ им. М.В.Ломоносова, РЭУ им. Г.В.Плеханова. Являюсь проректором по научной работе Государственной Классической Академии им. Маймонида (Рамбама). Организую и провожу работу с аспирантами, читаю курс «История и философия науки» при подготовке к экзамену по кандидатскому минимуму. В настоящее время работаю профессором: - Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова (кафедра политологии, социологии и психологии),
- Государственного академического университета гуманитарных наук (кафедра философии),
- Московского педагогического государственного университета (кафедра психологии, зав. кафедрой),
- Московского физико-технического университета на кафедре инфокоммуникации.
Учебно-методическую работу начинал с работы в школе: - 1992–2001 гг. – Экспериментальный комплекс социальной помощи детям и подросткам Московского департамента (комитета) образования. Директор Информационно-аналитического Центра.
Разработка концепции, организация функционирования, создание Информационно-аналитического центра и Психологической службы Центра и Восточного административного округа, подбор персонала, обучение сотрудников. Организация Центра дополнительного образования (направление – информатика). - 1997–1998 гг. – Специальная коррекционная общеобразовательная школа 112 (открытого типа) (территориально – г.Лобня Московской области).
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работа. Разработка концепции, организация функционирования, подбор персонала, выстраивание взаимодействия со структурами правительства Московской области, регистрация, лицензирование, аккредитация. Создание Психологической коррекционной службы,подбор персонала, обучение психологов, переподготовка преподавательского состава. - 1998–2000 гг. – Медико-психолого-педагогический Центр «Исток» Восточного административного округа.
Заместитель директора Центра. Разработка концепции, организация функционирования, подбор персонала, выстраивание взаимодействия со структурами Восточного управления образования Московского комитета образования. - 2000–2002 гг. – Преображенский кадетский корпус.
Заместитель директора по новым информационным технологиям. Разработка концепции, организация функционирования, создание Информационно-аналитического центра, организация функционирования образовательного процесса. Создание и утверждение учебных планов согласно существовавшего в то время Государственного образовательного стандарта. Преподаваемые дисциплины в школе: физика, астрономия, математика, алгебра, геометрия, информатика, социология, философия, обществоведение, психология. - 1989 – по н.вр. – профессор кафедры методики преподавания физики, теория и методике обучения физике, психологии Московского педагогического государственного университета.
Организация комплекса работа по взаимодействию с базовыми школами г.Москвы, организация педагогической и психологической практики студентов, трудоустройство выпускников, аспирантов и студентов, профориентация и профтестирование. - 1996 – по настоящее время – профессор кафедры психологии и социологии Российского Экономического Университета им. Г.В.Плеханова.
Организация образовательного процесса по профильным дисциплинам, проведение практики студентов, формирование концепции и структуры дистанционного образования.
|
Исследовательские проекты | - «Новые идеи в методологии биологии», 1997 г.,
- «Модернизация общества и экология», 2000,
- «Методология когнитивной науки», 2002,
- «Когнитивные технологии воздействия на общественное сознание», 2004,
- «Современные когнитивная наука и когнитивные дисциплины», 2005.
- "Философия природы сегодня", 2007,
- "Когнитивизм и конструктивизм: основания и взаимодействие", 2009,
- "Когнитививный подход в философии и философия образования", 2010,
- "Методология современного образования: основы и инновации", 2011.
|
Научные публикации | Имею более 250 научных работ общим объемом более 200 п.л., в т.ч. 15 монографий, среди них: Монографии - Коэволюционные репрезентации совеременной направленности познания, 1999.
- Моделирование и когнитивные репрезентации, 2000 (соавт. Глинский Б.А.).
- Образ мира: когнитивный подход, 2000 (соавт. Кучер Е.Н.).
- Методология науки: когнитивный анализ, 2001, (соавт. Глинский Б.А.).
- Репрезентирование реальности: когнитивный подход, 2001 (соавт. Кучер Е.Н.).
- Методология биологии: новые идеи (синергетика, семиотика, коэволюция). – М.: Едиториал УРСС, 2001.
- Репрезентирование реальности: когнитивный подход, М., 2002.
- Методология познания: когнитивный анализ, М., 2003.
- Когнитивные науки: междисциплинарный подход, 2003, (соавт. Кучер Е.Н.).
- Когнитивные науки: от познания к действию, 2005, (соавт. Кучер Е.Н.).
- Когнитивные науки, М., 2005.
- Естествознание: современные когнитивные концепции, М., 2007.
- Когнитивные репрезентации: обыденные социальные научные. – М.: Либроком, 2009.
- Физика и математика: Анализ оснований взаимоотношения: Методология современного естествознания. – М.: Либроком, 2009.
- Когнитивный образ мира: пролегомены к философии образования. – М.: КАНОН+, 2010 (соавт. Кучер Е.Н.).
- Когнитивно-синергетическая парадигма НЛП: от познания к действию. – М.: Красанд, 2010 (соавт. Кучер Е.Н.).
- Нанотехнологии, биомедицина, философия образования в зеркале междисциплинарного контекста. – М.: Либроком, 2010 (соавт. Гнатик Е.Н., Кучер Е.Н.).
- Когнитивное конструирование реальности: Философия образования. М.: URSS, 2012. 256 с. (соавт. Кучер Е.Н.)
- Проблема понимания и принятия естественнонаучного объяснения природы. Научное познание и здравый смысл. Обыденные, научные и социальные репрезентации познания. - LAP Lambert Academic Publishing, Saarbrücken, Germany, 2012, 233 p.
- Баксанский О.Е., Коржуев А.В. Кризис классической парадигмы в физике: От атома Бора до теории относительности, М., URSS, 2014, 152 с. ISBN 978-5-9710-0989-4.
- Баксанский О.Е. Конвергенция знаний, технологий и общества. Стратегические цели NBICS-конвергенции. Deutshland, Palmarium Academic Publishing, 2016, 104 p.
- Баксанский О.Е. Технологии манипуляций массами: реклама, маркетинг, PR, GR (когнитивный подход): карманная книга политтехнолога, М., 2016, 224 с. ISBN 978-5-9710-4119-1.
Учебные издания
Статьи, разделы в книгах и другие публикации Философские идеи В. И. Вернадского и современность. Сборник статей и материалов конференции, посвященной 150-летию В. И. Вернадского. Москва. 25-26 марта 2013 г., Институт философии РАН. Вып. 51. "Ценологические исследования". - М.: ИФ РАН - Технетика, 2013. - 191 с. ISBN 978-5-902926-28-3. - Конвергенция Знаний, Технологий и Общества: за пределами конвергентных технологий. - Философия и культура, № 7 (79), 2014, сс. 1061-1068. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.7.11995.
- Конвергенция Знаний, Технологий и Общества: стратегические цели NBICS-конвергенции. - Педагогика и просвещение, № 1 (13), 2014, сс. 46-62. DOI: 10.7256/2306-434Х.2014.1.11927.
- Когнитивные репрезентации картины мира: от здравого смысла к научному познанию. - Психология и Психотехника, № 3 (66), 2014, сс. 266-274. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.3.11474.
- Конвергенция: методология меганауки. - Философия и культура, № 4 (76), 2014, сс. 505-518. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.4.10390.
- Баксанский О.Е. Мировоззрение будущего: конвергенция как фундаментальный принцип. // Педагогика и просвещение. — 2014. - № 3. - С.50-65. DOI: 10.7256/2306-434X.2014.3.1352.
Доклады, тезисы, выступления- Варианты организационно-методического сопровождения преподавателей медицинского вуза в дополнительном профессиональном обучении // Итоговая международн. конф. по проекту Tempus IV «Система обучения в течение жизни для преподавателей медицинских вузов». Иркутск, 2012. С. 19–28.
- Информационные технологии как фактор глобализации // Диалог культур в условиях глобализации: Материалы Бакин. форума, посвящ. памяти Г.Алиева. М., 2012. С. 536–541.
- Когнитивная наука и проблемное поле философии образования // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Рос. филос. конгр. (Н.Новгород, 27–30 июня 2012 г.): В 3 т. Т. II. Н.Новгород, 2012. С. 163.
- Материалы научно-практической конференции, посвящённой 65-летию Поликлиники № 1 Российской академии наук, Москва. - М.: Наука, 2011. - 456 с. - ISBN 978-5-02-037615-1/ Баксанский О.Е. Философия образования, сс. 169-174.
- Диалог культур в условиях глобализации/ Материалы Бакинского форума, посвященного памяти Гейдара Алиева// Под общ. ред. Мамедова Н. М., Чумакова А. Н. Отв. ред. Гезалов А. А., Мамед-заде И. Р. — М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2012. — 616с.
- Философские проблемы биологии и медицины: итоги и перспективы : сборник статей. — М.: изд-во «Принтберри», 2011.-300 с.
|
Лекционные курсы | Методология науки, когнитивная психология, менеджмент организации, социология организации, управление персоналом, оценка персонала. Публичные лекции по философии науки 16-17 марта 2012 г. ИГХТУ. Лектор:Баксанский О.Е. вед. научн. сотр. Института философии РАН: Лекция 1 (85 мин) Лекция 2 (76 мин) Лекция 3 (85 мин) Лекция 4 (81 мин) Лекция 5 (61 мин) Лекция 6 (66 мин)
Публичные лекции по философии науки 16-17 марта 2012 г. ИГХТУ. Лектор:Баксанский О.Е. вед. научн. сотр. Института философии РАН: Видеолекции. Файлы для скачивания. Лекция 1 (713 Мбайт) Лекция 2 (709 Мбайт) Лекция 3 (719 Мбайт) Лекция 4 (711 Мбайт) Лекция 5 (718 Мбайт) Лекция 6 (643 Мбайт) Лекция 7 (701 Мбайт) Лекция 8 (709 Мбайт) Лекция 9 (102 Мбайт) Презентации по истории и философии науки. Презентации по когнитивной науке. Презентации по когнитивной науке и когнитивным технологиям. Публичные лекции по философии науки 16-17 марта 2012 г. ИГХТУ. Лектор:Баксанский О.Е. вед. научн. сотр. Института философии РАН: Видеолекции. Смотреть на youtube. 16.04.2012. Лекция 1 Лекция 2 Лекция 3 Лекция 4 Лекция 5 Лекция 6 Лекция 7 Лекция 8 Лекция 9 История становления когнитивной науки: драма людей и драма идей. Запись телевизионной передачи - февраль 2012 г. http://narod.ru/disk/43930436001.d912162d000ccfee6475c1e283d2f24d/%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B91.mp4.html Лекция в Центральном доме ученых 17 мая 2016 г. "Когнитивные технологии и наука XXI века", посвященная современным подходам в теории познания и методологии науки. Приношу извинения за плохую видимость, но сама лекция приводится без искажений (в аудитории присутствовало более 50 человек - студенты, аспиранты, ученые различных направлений). После лекции развернулась активная дискуссия. Выступление на канале "ОРТ" в передаче "Гости в студии", посвященной различным аспектам человеческой коммуникации и взаимоотношений 12 декабря 2016 г. http://мпгу.рф/novosti/prepodavateli-kafedryi-psihologii-stali-uchastnikami-programmyi-gosti-v-studii-kanala-otr/ https://otr-online.ru/programmi/bolshaya-nauka-velikoe-1670/priroda-obidi-61864.html |
Научное руководство | 12 аспирантов, 3 защищенных диссертации, 2 докторанта, 1 защищенная диссертация. Руководство работой аспирантов и докторантов, работа Центра дистантного образования РЭУ им. Г.В.Плеханова. |
Учебные и учебно-методические разработки | Комплекс материалов для студентов вузов по когнитивной психологии (2000), социологии (2001), методологии науки (1996, 1998, 2002). |
Научно-организационная работа | Руководство работой аспирантов и докторантов, работа Центра дистантного образования РЭУ им. Г.В.Плеханова. Член диссертационных советов по психологии и философии. Организационная работа. Обладаю опытом руководящей работы в сфере управления персоналом в производственных и финансовых (лизинговых) компаниях с распределенной филиальной региональной сетью, владею современными средствами и методами организации всего комплекса работы с персоналом – обучение и развитие, оценка и мотивация, функционирование ассессмент-центра, подбор и оформление персонала применительно к компаниям с разветвленной региональной филиальной сетью. Владею методологией составления штатного расписания и бюджетирования расходов на персонал, организации программ обучения (включая Корпоративный университет) и взаимодействия с провайдерами образовательных услуг, создания кадрового резерва, обеспечения кадрового аудита, взаимодействия с государственными контролирующими инстанциями по охране труда, диагностикой и оптимизацией организационной структуры и штатного расписания, а также реализации концепции корпоративного развития, обучения и оценки персонала, создания и поддержания благоприятного психологического климата в коллективе. Неоднократно реализовывал программу открытия новых региональных подразделений с точки зрения подбора, обучения, мотивации, оценки и аттестации персонала, командообразования и создания корпоративных стандартов, корпоративной культуры, внутрикорпоративной коммуникации, корпоративных информационных материалов. Разрабатывал систему обучения и развития, оценки и мотивации персонала, систему обучающих и тренинговых программ, курировал взаимодействие с провайдерами образовательных услуг, занимался подготовкой штатных расписаний, бюджета затрат на персонал. Имею многолетний опыт разработки и проведения тренингов различной тематики в разных компаниях, а также подготовки тренеров (обучение, наставничество, тренинги тренеров, коучинг). Предпочитаю принимать на себя ответственность за реализуемые решения, коммуникабелен, гибок, самостоятелен, обладаю структурированным мышлением, инициативен, стрессоустойчив, нацелен на результат, умею работать как в команде, так и индивидуально, постоянно повышаю профессиональный уровень. - 2010 – по н.вр. – руководитель отделения «Биоинженерии и биоинформатики» Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова.
Основные обязанности: организация и обеспечение функионирования отделение, организация учебного процесса, подбор профессорско-преподавательского состава, формирование учебных планов, налаживание связей с научными и образовательными учреждениями страны и зарубежом, сертификация системы менеджмента качества образования ISO 9001:2008. - 2007–2009 – Заместитель Генерального директора по персоналу ЗАО «ФармФирма «Сотекс».
Основные обязанности: обеспечение подбора персонала, организация обучения и создание условий для развития персонала, управление и мотивация персонала, организация региональных подразделений, формирование корпоративной культуры, создание Учебного Производственного Центра, организация системы наставничества на производстве, обучение и сертификация производственного персонала согласно стандартам ISO, развитие региональных дистрибьюторских подразделений, формирование корпоративной культуры. Создан Учебный Производственный Центр (г.Сергиев Посад) на заводском производстве, организовано обучение сотрудников производства (180 чел.) для сертификации и получения допуска к работе, реорганизовано и оптимизировано функционирование службы персонала Компании. - 2005–2006 – Директор департамента по работе с персоналом ООО «Каркаде лизинг».
Основные обязанности: обеспечение подбора персонала, организация обучения и создание условий для развития персонала, управление и мотивация персонала, организация новых региональных подразделений, формирование корпоративной культуры. Организовано обучение 12 новых региональных представительств и 17 ранее функционирующих, а также обучение 11 Департаментов Центрального офиса, внедрена новая система мотивации менеджеров Компании, текучесть кадров снижена на 30%. - 2004–2005 – Директор службы персонала ООО «Холдинговая компания «Союзэнерго».
Основные обязанности: обеспечение подбора персонала, организация обучения и создание условий для развития персонала, управление и мотивация персонала, ассессмент персонала, аффилиация и командообразование, формирование корпоративной этики и лояльности персонала. Внедрены программы материальной и нематериальной мотивации во всех 12 региональных подразделениях, создан Корпоративный университет и Центр бизнес-образования, ассессмент-центр, разработаны многочисленные программы обучения (менеджмент, командообразование, тайм-менеджмент), заполнены все существующие вакансии и организовано закрытие вновь открывающихся вакансий, текучесть кадров снижена на 80%. - 2002–2004 – Заместитель директора службы персонала ООО «Холдинговая компания «Союзэнерго».
Основные обязанности: подбор персонала, обучение и развитие персонала, управление персоналом, командообразование, мотивация персонала, разрешение конфликтных ситуаций, навыки лидерства, корпоративная этика, креативные подходы. - 2000–2002 – Профессор кафедры социологии и психологии Российского Экономического Университета им. Г.В.Плеханова.
Основные обязанности: создание и организация работы Центра дистантного образования РЭУ. Организация центров дистантного обучения в 7 городах России, 6 подразделений центра в г.Москва. - 1996–2000 – Доцент кафедры психологии Московского педагогического государственного университета.
Основные обязанности: организация и проведение производственной практики; разработка и проведение авторских спецкурсов и тренингов по тематике эффективной коммуникации, управлению психологическими состояниями, самопрезентации. Обучено порядка 700 студентов, организовано 50 тренинговых групп, создано 18 авторских учебных курсов, проведено около 100 тренингов.
Работа по совместительству: - 2002 – по н.вр. – Проректор по научной работе Государственной Классической Академии им. Маймонида (Рамбама).
Организация всего комплекса работ аспирантуры, учебная работа с аспирантами, курс «История и философия науки» при подготовке к экзамену по кандидатскому минимуму. - 1996–2002 – Независимый бизнес-тренер и психолог-консультант.
Разработка и проведение коммуникативных и бизнес-тренингов (ООО «Энко электроникс», ООО «Битстрим», ООО «Интертрейд Инвест», ООО «Олторг», ЗАО «Политика бизнеса», кадровое агентство «Стафф Капитал», фонд «Национальный кадровый резерв»). Преобразование запроса клиента в готовый тренинг-продукт (включая разработку методических материалов), проведение тренингов, оценка результатов обучения. Основная тематика тренингов: эффективная коммуникация, продажи, управление персоналом, мотивация персонала. Персональное психологическое консультирование (включая персональный тренинг). Проведено порядка 114 тренингов различной тематики (технологии продаж, менеджмент, командообразование, тайм-менеджмент, работа с возражениями, презентация, самопрезентация, работа с аудиторией, выход из стрессовых состояний, тренинги уверенности в себе), проконсультировано порядка 170 руководителей различного уровня.
Профессиональные навыки: - Подбор персонала для реализации конкретных проектов и функциональных задач, управление персоналом, командообразование, мотивация персонала, предотвращение конфликтных ситуаций и их разрешение, обеспечение лояльности персонала.
- Кадровый аудит (оценка состояния кадров, анализ социально-психологического климата, состояние внешнего и внутреннего кадрового резерва).
- Анализ потребностей в обучении персонала и диагностика его эффективности.
- Разработка и проведение тренинг-программ, отвечающих конкретному запросу и специфике группы (работа по стандартным программам, адаптация шаблона под специфику задачи, разработка оригинальных продуктов).
- Ведение переговоров, коммуникация и противостояние манипуляции, обеспечение информационной безопасности.
- Навыки устной и письменной коммуникации (подготовка и проведение презентаций, написание статей, разработка внутренних регламентов и положений).
- ПК: опытный пользователь (Word, Excel, Internet);
- Языки: английский – разговорный.
Личные качества: Энергичность; ответственность; обучаемость; инициативность; умение работать как в команде, так и индивидуально. Ключевые компетенции: Профессионализм, нацеленность на результат, коммуникабельность, амбициозность, умение признавать собственные ошибки, постоянное повышение уровня своей компетентности, стремление к саморазвитию, творческий подход к решению поставленных задач, избегание шаблонов и стереотипов. |
Учебно-методическая и организационная работа | Являюсь проректором по научной работе Государственной Классической Академии им. Маймонида (Рамбама). Организую и провожу работу с аспирантами, читаю курс «История и философия науки» при подготовке к экзамену по кандидатскому минимуму. В настоящее время работаю профессором: - Российского экономического Университета им. Г.В.Плеханова (кафедра социологии),
- Государственного академического университета гуманитарных наук (кафедра философии),
- Московского педагогического государственного университета (кафедра психологии, зав. кафедрой),
- Московского физико-технического университета на кафедре инфокоммуникации.
Разработана и апробирована в ряде образовательных и научных организаций комплексная концепция, направленная на развитие системы работы с персоналом. |
Основные научные результаты | В своих работах исхожу из следующих концептуальных идей: - основной факт функционирования человеческой психики заключается в существовании тенденции судить о реальности, основываясь на своих ожиданиях;
- опыт определяет человеческое познание через врожденные структуры познания; эти врожденные структуры приобретаются филогенетически; они независимы от жизненного опыта индивида, т.е. онтогенетически априорны, но сформировались в ходе эволюционного развития, т.е. филогенетически апостериорными;
- познавательные способности мозга, развитые в ходе эволюции, способны постигать структуры реального мира, по меньшей мере, адекватно выживанию; для этого они должны быть достаточно адекватны миру;
- когнитивной нишей человека, в которой он живет и действует, реконструирует и идентифицирует, является «мезокосм» (Г.Фоллмер), соответствующий миру средних размерностей.
Основное направление научно-исследовательской работы – всесторонний системный анализ «социального конструирования реальности» (П.Бергер, Т.Лукман), осуществляемый исходя из методологии гипотетического реализма (Д.Кэмпбелл, К.Лоренц, Г.Фоллмер). Это достигается путем исследования онтологических, методологических, аксиологических и праксиологических аспектов теории социальных представлений (С.Московичи), когнитивной теории персональных конструктов Дж.А.Келли, построенной на базе философии альтернативного конструктивизма. В данном контексте рассматриваются фиолос. рефлексия теории каузальной атрибуции Г.Келли; проблема эпистемологического статуса когнитологии; проблема смены научно-иссл. парадигмы (переход от классич. познавательной модели к информационной). Разработка всех этих вопросов свидетельствует о становлении современной когнитивной науки, которая изучает устройство и функционирование концептуальных структур в человеческом сознании, прежде всего, механизмы, с помощью которых индивид приобретает, преобразует, представляет (репрезентирует), хранит и воспроизводит информацию, строит когнитивные репрезентации знания, обеспечивающие специфическое для человека взаимодействие с другими людьми и окружающим миром в целом в направление его со-бытия с природой. |
Конвергентная парадигма: когнитивные исследования | Методологические подходы к изучению смысложизненных ориентаций в зарубежной и отечественной психологии Особенности смысложизненных ориентаций личности в период молодости Особенности смысложизненных ориентаций студентов с технической и гуманитарной направленностью обучения |
Награды, премии | - Медаль «В память 850-летия Москвы», 1997 г.
- Медаль Министерства образования РФ, 1999.
- Грант Президента РФ молодым докторам наук, 2002, 2003, 2004, 2005.
- Грант Фонда содействия отечественной науке, 2003, 2004, 2005, 2006.
- "Отличник здравоохранения", 2016 г.
|
Е-mail: | obucks@mail.ru |