Дифракционный спектрограф СТЭ-1

 УНК > Лабораторные работы > МГУ > Кафедра оптики и спектроскопии > Практикум по спектроскопии > 3

Дифракционный спектрограф СТЭ-1

  • Задача предназначена для студентов III курса.
  • Пропускная способность - 4 студента в неделю.
  • В задаче студенты знакомятся с основными свойствами плоских диффракционных решеток с углом блеска и особенностями их работы в высоких порядках при скрещивании дисперсий решетки и дополнительного диспергирующего элемента. Подобные оптические схемы весьма перспективны для создания современных малогабаритных спектральных приборов высокого разрешения. Экспериментальные исследования проводятся на спектрографе СТЭ-1, дифракционная решетка которого работает в 3-5 порядках, а дополнительная дисперсия в поперечном направлении осуществляется призмой с небольшим преломляющим углом. По описанию задачи студенты знакомятся с устройством спектрографа, с методами освещения входной щели, с влиянием ее ширины на вид спектра, с понятиями нормальной ширины щели и спектральной ширины щели. Обращается внимание на разницу в условиях фотографирования спектра: а) для отождествления спектральных линий, б) для количественных измерений интенсивностей спектральных линий. В описании кратко излагается метод фотографической фотометрии, используемый при измерении интенсивностей спектральных линий на фотопластинке. В экспериментальной части студенты юстируют осветительную систему спектрографа, фотографируют спектры ртутной лампы в видимой и ультрафиолетовой областях спектра для отождествления спектральных линий и для фотометрических измерений интенсивностей линий. Расшифровка спектров проводится с помощью имеющейся в практикуме фотографии ртутного спектра с надписанными длинами волн линий. Студенты определяют линейную дисперсию в каждом порядке, рабочую длину спектра и сравнивают результаты с рассчитанными теоретически. По спектрам, сфотографированными со ступенчатым ослабителем, студенты, пользуясь результатами измерений на микрофотометре, строят кривую почернения (калибровочную кривую) фотопластинки и определяют относительные интенсивности каких-либо двух спектральных линий. Задача выполняется за одно шестичасовое занятие.
  • Основное оборудование - Спектрограф СТЭ-1 - Высокочастотный источник света - шариковая лампа со ртутью и аргоном и блок ее питания.
  • Компьютеризация - отсутствует.
  • Автор задачи: В. В. Лебедева (тел. 939-29-91).