Theatre Studio

И жизнь, и слезы, и любовь на институтских подмостках

 

Конференц-зал ФИАН. Днем здесь проходят научные семинары, заседают Ученые советы. А вечером, два раза в неделю, в этом зале собираются актеры.   Те же научные сотрудники, которые днем занимались здесь наукой, вечером занимаются Театром. Несколько раз в год играются премьеры: Шварц и Шоу, Брагинский и Радзинский, Петрушевская и Фитцжеральд, Самойлов, Филатов, Дюрренматт, Коляда, Мрожек, Галин и другие...

Да, в ФИАНе существует Театр-студия под названием ФИОФАН. Возник он в 1985 году, вырос из капустников, которые проводились по поводу различных  событий в институте. В то время - в середине 80-х - театры возникали повсеместно, только в Москве их, думается, было несколько сотен. Самодеятельные, профессиональные, полупрофессиональные: всюду, на каждой сцене кто-нибудь что-нибудь играл. Люди спешили выговориться за годы молчания.

 Театр-клуб ФИОФАН получил такое название, потому что его основу составили сотрудники ФИАНа и ИОФАНа. Так он и существует уже почти 20 лет. Через него прошло, наверное, до сотни людей. Одни приходили и вскоре исчезали, другие задерживались дольше, выходили на сцену в одной-двух ролях,  но потом тоже расставались с нами. Но некоторые были с театром долго, во многом определив его лицо. У истоков театра стоит Людмила Иосифовна Шумская. Благодаря именно ее энергии и общественной активности наш театр начал своё существование. Она нашла и объединила первых энтузиастов в коллектив, осуществляла его взаимодействие с Месткомом и Администрацией института, обеспечивая театру поддержку. Сыграла она и много интересных ролей. 

Многие артисты того, первого, состава обладали несомненным природным талантом. Сразу вспоминаются Леша Свахин и Саша Парамонов. Органичные и темпераментные они строили свои роли на импровизации, на  игре «от партнера», превращая их в поток неожиданных находок. Никогда нельзя было заранее сказать, как именно они сейчас   сыграют. Пластичные, музыкальные, при необходимости могли спеть и станцевать. Обладая гротесковой манерой игры, они и самым драматическим ролям придавали комедийный оттенок. А в водевилях вообще оказывались полностью в своей стихии, вызывая восторг зрителей!  

Совсем по-другому подходили к ролям Слава Федорович и Женя Девицин. Люди высоко интеллектуальные и широко образованные, они глубоко продумывали характеры своих героев, анализировали природу их поступков. Прекрасно зная и понимая мировую литературу, теорию и историю театра, они старались использовать свои познания в работе над ролью. С ними всегда интересно обсудить пьесу, ее возможные интерпретации и методы постановки, узнать мнение об образах, способах и целях их воплощения.Лена Крылова,  сдержанная и внешне немного холодная, раскрывалась в тех ролях, которые были ей эмоционально близки и созвучны. И когда все совпадало, на сцену прорывался поток чувств и эмоций,  она начинала свободно жить в своих образах, эмоционально раскрепощаясь, фантазируя, импровизируя, освобождаясь от условностей повседневных ограничений. Ира Беленёва - организатор, хозяйка, человек психологически сильный и надежный. Много лет именно на ней держался театр, она решала большинство возникающих проблем. И к своим ролям она тоже подходила по-хозяйски, подгоняя под себя образ, предложенный автором пьесы. Нина Клевченкова, добросовестная, аккуратная. Она тщательно выстраивала свои роли, стремясь наилучшим образом воплотить замысел режиссёра, решить ту задачу, которую он поставил. Образ, который она создавала, рождался в результате долгих обсуждений и упорной работы, но, достигнув результата, она бережно относилась к нему. Казалось, ей самой интересно: "Что же это у меня получилось, и как Оно будет жить дальше?"  

Несколько лет работала с нашим театром Рита Скок - замечательный художник. Она оформила всего 5-6 спектаклей, но и сейчас, спустя много лет, мы используем костюмы, предметы интерьера и оформления, созданные для тех спектаклей. 

Много ещё кого хочется вспомнить. Ира Скворцова, Настя Илютина, Лена Щербенко, Саша Кесаев, Галя Шаповалова, Ира Майорова… Они создали  театр ФИОФАН, отдали ему часть своей жизни, но семья, работа, другие заботы и обстоятельства отвлекли их от нас. Надеемся, что на время. Мы ждем их на наши спектакли. Нет уже Володи Суходольского. Умница, атлет, он играл Геркулеса в первом нашем большом спектакле "Геркулес и Авгиевы конюшни", потом Федота-стрельца,  другие роли.  

Сегодня лицо театра определяют несколько человек. Наташа Лебедева - это наше ВСЕ! Загруженная на работе и дома сверх всякой возможности (достаточно сказать, что  на сцену она вернулась, родив двух детей), вот уже много лет она играет большинство главных женских ролей в наших спектаклях. Ее героинь отличает тонкий психологизм,  четкая выстроенная пластика. В одной и той же роли она может быть веселой и задумчивой, жесткой и беспомощной,  коварной и бесхитростной. Наташа замечательная, надежная  партнерша, с ней легко и интересно взаимодействовать. Можно быть уверенным, что в любой ситуации она поможет и выручит.  

Сергей Зотов - человек практичный и основательный, надежный во всем, и в жизни, и на сцене. Он - физик-экспериментатор и, в отличие от меня, теоретика, умеет обращаться с проводами и выключателями, отвертками и пассатижами. Свет, музыка, оформление сцены - здесь он незаменим. Так же основательно и практично подходит он и к своим ролям, добиваясь полной ясности в понимании характера персонажа, которого играет. Как никто бережно Сергей относится к тексту пьесы и даже ремаркам. "Автор думал, когда писал", - его любимая фраза. Его герои, будь то Наполеон, или собачий парикмахер, царь Навуходоносор, или телефонный монтер, всегда имеют какую-то одну заветную мысль, мечту, идею, которая придает смысл их существованию и определяет их поступки. Сергей наделяет их своим упорством, упрямством, внутренней силой, и, играя с ним, постоянно ощущаешь эту силу, отталкиваясь от которой можно и самому строить игру.А теперь перейдем к главному. Главный в театре - Режиссер. Есть режиссер - есть театр; нет режиссера - даже из самых замечательных артистов не сложится творческий коллектив. Сформировать художественный образ театра, выстроить его тему, и развивать ее в течение ряда лет под силу только крупной творческой личности.  

Многим сам факт существования нашего театра кажется невероятным, необъяснимым. Действительно, все мы людикрайне занятые,  большей части научные работники, а сейчас человеку, чтобы заниматься наукой, надо где-то в другом месте деньги зарабатывать! И вот эти занятые люди два раза в неделю собираются непонятно зачем, иногда приезжая в ФИАН с другого конца города.  

А действительно, зачем? А затем, что репетиция. Репетиция с Леонидом Коликом! А репетиция с настоящим режиссером - это одно из самых интересных занятий, которые могут быть в жизни человека. Работа над спектаклем начинается с читки пьесы. Часто сразу еще ничего не понятно: что за люди, как и зачем их играть? И тут начинается работа над ролью, создание образа. 

Вот герой появился на сцене и огляделся! Для него произошло СОБЫТИЕ!! Это событие вызвало его действие и слова. Впрочем, слова - ложь, слова можно сказать какие угодно, важно, чтобы зритель понял отношение героя к событию. Кстати, герой ведь не просто так возник на сцене: он где-то жил, как-то сюда шел. Давайте над этим подумаем, ведь значение СОБЫТИЯ, действия персонажа будут понятны зрителю, только если это для себя четко выяснит актер.  

Итак, первую секунду спектакля разобрали и выстроили. Переходим ко второй, к реакции других персонажей на появление нашего героя и на его реплику. Для них это ведь тоже СОБЫТИЕ! Сейчас разберем, подумаем, что они за люди, зачем сюда пришли, чего хотят. Посылы определили, действие задали, теперь подберем способ выражения, жанр. Вот так и идет работа над спектаклем - шаг за шагом.  

- События, ищите события в происходящем не сцене, отыгрывайте их! - все время призывает нас Леня. А мы беспомощно стоим, пытаясь припомнить текст и рисунок мизансцены, поставленной на прошлой репетиции.  

И тогда, не в силах добиться от нас толку, он выскакивает на сцену и начинает показывать. Вот одно событие! Вот второе, вот третье! Их же тут полно, и все такие интересные - ищите, придумывайте, тогда образ станет живым, понятным для зрителя. Режиссер не только разъясняет нам характер и психологию образов, логику и причины их поступков, но и выстраивает внешний образ спектакля, увязывая внутренний мир персонажей с их движением, пластикой. Для этого часто привлекается музыка, свет, внешний антураж. Наш театр располагает весьма скромными возможностями по части костюмов и оформления сцены. Но Леня всегда проявляет большую фантазию и самыми простыми средствами добивается нужной театральной атмосферы. При этом он отчаянно борется со всякой "грязью", добиваясь нужного эффекта. "Из зрительного зала все видно", - резко пресекает он все наши попытки схалтурить.Вот что такое репетиции Леонида Колика, и вот почему уже почти 20 лет мы на них ходим.

Вот что такое наш театр. Четыре часа в неделю - много это или мало? Достаточно, чтобы регулярно выпускать спектакли. Приходите к нам, мы ждем вас! 

В. Андреев, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник, актер ФИОФАН

Владимир Андреев – один из ведущих актеров  театра-клуба ФИОФАН,  за двадцать лет нашего  сотрудничества он прошел весь путь  от статиста до Народного Артиста ФИАН, и что бы он ни делал на сцене – это всегда интересно и  выстроено по всем законам  театрального искусства. Его роли – от члена парламента в Дюрренматтовском «Геркулесе» до  персонажа Е.Гришковца в «Записках русского путешественника», от  Иван Ивановича Командора  у Радзинского  до Дон Жуана в последней работе нашего театра   отличаются  удивительным разнообразием и точностью характеристик. 

Недавно у Владимира был юбилей,- мы горячо поздравляем его и желаем новых ролей, хорошего настроения и удач  в научной и театральной деятельности.

«Вихри враждебные веют …. КУ-КУ»

МЕНЮ САЙТА